Мероприятия
Музы, вдохновившие гениев
Поэта Афанасия Афанасьевича Фета называют гением литературы, его лирические стихи затрагивают самые возвышенные, тонкие струны человеческой души. И все же в оценке его творчества проявляются полярные точки зрения. Например, его обвиняют в чрезмерном погружении в мир душевных переживаний. Достоевский писал, что вряд ли жители разрушенного землетрясением Лиссабона ожидают увидеть на первой странице утреннего номера газеты что-то вроде: «Шепот, робкое дыханье…». Они хотят узнать о разрушениях и о погибших, а вместо этого: «…трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья». Впрочем, анализируя одно из стихотворений Афанасия Фета, Федор Достоевский доказывал, что искусство самоценно само по себе, без прикладного значения, что «польза» уже в том, что оно настоящее искусство.
Большое влияние на творчество Афанасия Фета оказала его любовь к Марии Лазич, чувства к которой поэт пронес через весь свой творческий путь. Именно эта любовь привнесла в жизнь поэта драму, придала трагическое звучание его произведениям. Став офицером русской армии, Фет был направлен в гарнизон под Херсон. Там он познакомился с Марией Лазич, дочерью обедневшего генерала в отставке. 22-летняя девушка была начитана и романтична, любила стихи Фета. Со дня их первой встречи прошло почти два года, но со стороны Фета предложения руки и сердца не последовало. Он не решался жениться: средств на содержание семьи у него не было. В результате поэт решил разорвать отношения с Марией, объяснив, что она найдет лучше и достойнее его. Девушка была в отчаянии. Она ответила: «Я общалась с Вами без всяких посягательств на Вашу свободу, а к суждениям людей я совершенно равнодушна. Если мы перестанем видеться, моя жизнь превратится в бессмысленную пустыню, в которой я погибну, принесу никому не нужную жертву». Фет своего решения не изменил, а осенью 1850 года он был шокирован страшным известием: Мария погибла. Случайно от лампадки вспыхнуло ее кисейное платье. Объятая пламенем, она выбежала на балкон, затем в сад, и мгновенно, превратившись в горящий живой факел, упала, потеряв сознание от неимоверной боли. После этой страшной трагедии в лирике поэта прочно закрепились мотивы и образы, связанные с огненной стихией: полыхающий костер, пылающий камин и трепетное пламя свечи.
назад