Мероприятия
Достоевский.Омск
Путеводитель «Достоевский.Омск» — это бесплатное приложение для смартфонов, которое предлагает пройти по точкам, связанным с пребыванием Достоевского в Омске, посмотреть исторические и современные фото этих мест, прочитать интересные факты или послушать аудиогид. Поддерживает русский и английский языки, доступно для устройств на Android и iOS. Приложение разработано IT-компанией Effective, проект создан командой энтузиастов. Подробнее об участниках проекта можно узнать в приложении в разделе «О нас».
Скачать приложение в Google Play
Скачать приложение в App Store
Карта экскурсии
Четыре года, с 1850-го по 1854-й, провёл Фёдор Михайлович Достоевский в Омском каторжном остроге.
За более чем полтора столетия Омск стал другим, но некоторые его места: здания, площади, художественные объекты — способны и сегодня правдиво рассказать нам о времени пребывания в нашем городе великого русского писателя.
Всего в экскурсии 21 точка: столько глав в «Записках из Мёртвого дома», написанных Ф. М. Достоевским по воспоминаниям об омской каторге. Но это и карточное число: общеизвестно, что писатель был страстным игроком. А Омск стал той картой в судьбе Достоевского, которая перевернула всю его жизнь…
Фото: Ф. М. Достоевский. 1878. Фотография Н. А. Лоренковича
Каторга
«В городе крепость, в крепости острог…»
«Сибирь. На берегу широкой, пустынной реки стоит город, один из административных центров России; в городе крепость, в крепости острог…» Это начало эпилога романа «Преступление и наказание». В крепости на Иртыше отбывал каторжный срок персонаж романа Ф. М. Достоевского Родион Раскольников.
Писатель не случайно определил своего героя на каторгу именно в Омск.
Вторая Омская крепость построена во второй половине XVIII века на правом берегу Оми и в отличие от первой, полностью деревянной, имела также кирпичные строения. Вокруг крепости были земляной вал и ров. Это улучшало её обороноспособность, и, хотя крепости не довелось за всю историю существования поучаствовать в каких-либо боевых действиях, основное её население составляли военные. Здесь же располагался каторжный острог. Согласно Уложению 1845 года крепостная каторга относилась ко второму разряду по тяжести отбывания — между рудниковыми и заводскими каторжными работами.
В 1850 году на каторгу в Омск были доставлены петрашевцы Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881) и Сергей Фёдорович Дуров (1816–1869). Они пробыли здесь четыре года. Впечатления этих лет нашли отражение во многих произведениях Ф. М. Достоевского.
Фото: Вид на вторую Омскую крепость с левого берега Оми.
Тарские ворота Омской крепости
Построены в 1792 году на северной крепостной линии. Разрушены в 1959 году, восстановлены в 1991 году на историческом фундаменте. Название — от города Тара (осн. в 1594 году), расположенного в 300 км севернее Омска.
Ссыльнокаторжные Фёдор Достоевский и Сергей Дуров на тюремной повозке въехали в Омскую крепость через Тарские ворота 23 января (4 февраля по новому стилю) 1850 года.
При воссоздании ворот их внешний облик немного изменился; в восстановленных воротах также устроено внутреннее помещение на втором этаже, в котором располагается небольшая музейная коллекция предметов, найденных в ходе работ на раскопках фундамента воротной арки.
Фото: Тарские ворота
Место каторжного острога. Кордегардия
Караульное помещение при воротах Омской крепости (не сохранилось). Кордегардия располагалась возле Тарских ворот. В ней заковывали и брили каторжан. Здесь же провинившиеся узники подвергались телесным наказаниям — порке. Однажды и сам Фёдор Михайлович был послан в кордегардию за незначительную «провинность» и мог получить порцию розог, если бы не заступничество коменданта крепости Алексея де Граве (эпизод описан общественным деятелем, литератором П. К. Мартьяновым).
Фото: Кордегардия
Место каторжного острога. Каторжный барак
Фундамент каторжного острога (в настоящее время в руинированном состоянии) был сложен из добротного кирпича. Найден случайно при реконструкции северной части Театрального сада в 2015 году.
Сам Достоевский в письме к брату острог описывал так: «Вообрази себе старое, ветхое, деревянное здание, которое давно уже положено сломать и которое уже не может служить. Летом духота нестерпимая, зимою холод невыносимый. Все полы прогнили, пол грязен на вершок, можно скользить и падать <…> затопят шестью поленами печку, тепла нет (в комнате лёд едва оттаивал), а угар нестерпимый — и вот вся зима».
По схемам каторжного острога и положению фундамента сегодня краеведы могут довольно точно указать, где именно находились нары великого писателя. Впрочем, литературным трудом на каторге Фёдор Михайлович заниматься не мог.
Зато близость острога к театру драмы не кажется исторически случайной: каторжане в Омске в середине XIX века затеяли собственный любительский театр, который пользовался успехом даже у тюремщиков. А Достоевский был его режиссёром! Прочитать об арестантском театре можно в «Записках из Мёртвого дома», созданных на основе воспоминаний писателя об омских годах.
Фото: Каторжный острог
Скульптура «Крест несущий»
Скульптор Александр Капралов, 2000 год.
Первый памятник Ф. М. Достоевскому в Омске был установлен возле драматического театра, вблизи территории каторжного острога. Скульптура выполнена омским мастером из сварного металла, покрашена в чёрный и коричневый цвета. Скульптор на протяжении многих лет самостоятельно обихаживал свою работу — приходил в сквер с ведром краски и кистью, чистил и подкрашивал сурового металлического писателя.
Фото: Скульптура «Крест несущий»
Здание Окружного военного суда
Памятник истории и культуры регионального значения. Построено в середине XIX века. С 1982 года в нём располагается корпус Омского государственного медицинского университета.
Здание в классическом стиле имеет строгие архитектурные формы и лаконичную внешнюю отделку; строилось несколько лет, сдано в 1858 году. Как известно из сохранившихся документов, Ф. М. Достоевский привлекался к работам на строительстве здания суда — работал штукатуром-отделочником.
Здесь расположен небольшой медицинский музей кафедры гистологии и эмбриологии ОмГМУ: в нём, в частности, представлена медтехника, а именно — микроскопы, применявшиеся медиками в XIX–XX веках.
Фото: Здание гарнизонного суда
Памятник «Достоевскому»
Скульптор Сергей Голованцев, 2001 год.
«Омск гадкий городишка, — писал Фёдор Михайлович в письме брату. — Деревьев почти нет. Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видал. Городишка грязный, военный и развратный в высшей степени». Эта цитата широко известна, с ней современные омичи сверяют свои впечатления о городе нынешнем, безусловно, прощая классику его резкую оценку омской действительности середины XIX века.
Памятник писателю работы скульптора Сергея Голованцева установлен возле Выставочного сквера, где на протяжении более полувека ежегодно проходит традиционная выставка зелёного строительства, садоводства и цветоводства «Флора». Омичи своим трудом превратили «Мёртвый дом» в живой зелёный город-сад.
Фото: Памятник Голованцева
Воскресенский военный собор
Построен в 1769–1773 годах; первое каменное здание Омска. Снесён (разобран) в 1958–1959 годах; заново отстроен на сохранившемся подлинном фундаменте в 2016 году, к 300-летию города.
Собор связан со многими известными людьми: здесь был крещён Михаил Врубель, служил литургию Иоанн Кронштадтский. Цесаревич Николай Александрович, будущий император, молился в Воскресенском соборе во время пребывания в Омске в 1891 году.
Каторжан омского острога водили на молитву именно в этот храм. Считается, что как раз в Омске произошёл судьбоносный перелом в сознании Фёдора Достоевского, в том числе благодаря молитвам и деятельному участию в судьбе классика двух протоиереев, настоятелей Воскресенского собора — духовника писателя Димитрия Пономарёва и Стефана Знаменского. Бог знает, как оно было на самом деле!
Фото: Воскресенский собор
Гауптвахта
Памятник градостроительства и архитектуры федерального значения. Построена в 1781–1785 годах в стиле сибирского барокко; старейшее из сохранившихся в Омске каменных зданий. С советского периода и по настоящее время в нём находится областной военкомат.
Гауптвахта входила в комплекс зданий Омской крепости; здесь располагались комендантское правление, крепостной караул и помещения для отбывания дисциплинарных наказаний для военных. В ней же размещалась гарнизонная школа, где солдатских детей обучали грамоте, а затем — военно-сиротское отделение и училище азиатских языков (азиатская школа).
В «Записках из Мёртвого дома» упоминается в старом написании — как «абвахта». На здание прикреплена памятная табличка о пребывании Ф. М. Достоевского в Омске.
Фото: Гауптвахта
Бывший плац Омской крепости
Это ядро крепости, её центр, а значит — и всего Омска периода пребывания в нём Ф. М. Достоевского. Омичи сегодня с трудом могут представить это место абсолютно голым, как сама киргизская степь. Генерал Семён Броневский, начальник Омской области в середине XIX века, писал: «Крепость и город расположены на небольших возвышенностях, при правом береге судоходных Оми и Иртыша и окружены гладкою степью на российской стороне, с островками кустарников, а на киргизской — безлесною равниною на необозримое пространство».
Омск рос и развивался вокруг крепости. Она же сформировалась вокруг площади плац-парадов. С конца XVIII века здесь вырастал архитектурный ансамбль из построек в стилях классицизма и барокко, часть из которых сохранилась до наших дней или была воссоздана совсем недавно в близком к историческому облике.
Фото: Выставочный сквер
Дом коменданта Омской крепости
Памятник истории и культуры регионального значения. Построен в 1799 году; до 1864 года в доме жили коменданты Омской крепости, последним из которых был А. Ф. де Граве (1793–1864). В 1864 году после упразднения крепости дом перешёл к окружному инженерному правлению, в нём размещались офицерские квартиры. В советское время здесь располагалось местное отделение Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры. С 28 января 1983 года — Омский государственный литературный музей имени Ф. М. Достоевского.
В 1971 году на комендантском доме был установлен барельеф с изображением русского классика и текстом: «В этом доме бывал великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский». Выполнил барельеф московский скульптор Дмитрий Манжос.
Комендант крепости Алексей де Граве был человеком образованным и благородным. По воспоминаниям Фёдора Достоевского, в семье коменданта его «принимали как равного». По понятным причинам приёмы эти случились уже после каторги писателя. Но и до освобождения Фёдор Михайлович пользовался вниманием и участием коменданта, который по мере возможностей стремился облегчить участь петрашевцев в Омске.
Экспозиция литературного музея посвящена не только четырёхлетнему пребыванию Ф. М. Достоевского в Омском каторжном остроге, но также рассказывает о развитии литературы в Сибири, о судьбе и творчестве сибирских писателей — от автора «Конька-горбунка» Петра Ершова до легенды русского панка Егора Летова.
Фото: Комендантский дом
Инженерная мастерская
Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения. Мастерская в стиле безордерного классицизма построена в 1843 году. В советское время в здании располагалась военная пожарная часть, сейчас — входит в историко-культурный комплекс «Омская крепость»: здесь организованы выставочный и кинозал.
Одно из омских зданий, про которое доподлинно известно, что в нём бывал Ф. М. Достоевский: как отмечается в источниках, выпускник петербургского Главного инженерного училища «крутил точильное колесо».
Фото: Инженерная мастерская
Артиллерийский цейхгауз Омской крепости
Построен в 1832 году (установлено по приёмам декора здания). Как и крепостные казармы, цейхгауз — кладовая для оружия и амуниции — мог быть построен по образцовым чертежам военного архитектора А. Е. Штауберта. С 1870 года в здании были офицерские квартиры, а в 1873 году с южной стороны к нему пристроили домовую церковь. В советское время здесь была столовая военной части.
11 ноября 2017 года в цейхгаузе, только что открытом после реконструкции комплекса зданий Омской крепости, прошёл массовый городской перформанс «Жертвоприношение» (автор и режиссёр-постановщик – Евгений Бабаш, режиссёр драматического Лицейского театра). Акция была приурочена ко дню рождения Ф. М. Достоевского: на протяжении шести часов участники по очереди последовательно переписывали от руки фрагменты его «Записок из Мёртвого дома».
Воспроизводя страницы книги, которую Достоевский создал на материале собственного пребывания в омском остроге, горожане могли почувствовать напряжение писательского труда и заодно приобщиться к тексту художественного произведения. Получившаяся рукопись передана в Омский государственный литературный музей им. Ф. М. Достоевского.
Фото: Цейхгауз
Комната переписчика для перформанса «Жертвоприношение». 11 ноября 2017 года. Фото Евгения Бабаша
Тобольские ворота Омской крепости
Памятник градостроительства и архитектуры федерального значения. Построены в 1791–1793 годах в стиле позднего барокко; неоднократно реставрировались и меняли облик. Название — от города Тобольска (осн. в 1587 году), центра освоения Сибири и первого сибирского города, столицы Сибирской (1708–1796), а затем Тобольской губернии (1796–1920), к которой относился и Омск.
Одна из старейших омских построек на сегодня: единственные подлинные из четырёх ворот второй Омской крепости, сохранившиеся до наших дней. В воротной арке остались даже оригинальные кованые петли, на которые навешивались собственно ворота.
С внешней стороны, на южном фасаде, прикреплена мемориальная доска: «В Омской крепости с 1850-го по 1854 г. отбывал каторжные работы великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский, осуждённый царским судом по делу петрашевцев. Установлена 9 февраля 1956 г. в ознаменование 75-летия со дня смерти».
Через Тобольские ворота писатель проходил много раз: в числе других каторжан Достоевского водили на берег Иртыша — на разгрузку барж, заготовку кирпича.
Фото: Тобольские ворота
Место каторжных работ
Примерно там, где сегодня находится Центральный пляж Омска, на самом берегу Иртыша стоял холодный алебастровый сарай, в котором трудились омские острожники.
«На алебастр назначали обыкновенно человека три-четыре, стариков или слабосильных, ну, и нас в том числе, разумеется; да, сверх того, прикомандировывали одного настоящего работника, знающего дело», — читаем в «Записках из Мёртвого дома».
Заключённые петрашевцы, оба литераторы (Достоевский — прозаик, Дуров — поэт), на каторге были чернорабочими, их труд был, как правило, низкоквалифицированным: формовали и таскали кирпичи, толкли и обжигали алебастр, на реке разбирали барки с лесом, зимой убирали снег. Как «знающие грамоту», они могли бы служить при канцелярии, и комендант крепости де Граве пытался это устроить. Однако «вышестоящие инстанции» ту его благородную попытку резко пресекли.
Каторжники обязаны были самостоятельно зарабатывать на своё содержание. «Работа доставалась тяжёлая <…>, и я, случалось, выбивался из сил, в ненастье, в мокроту, в слякоть или зимою в нестерпимую стужу», — писал Фёдор Михайлович в письме брату Михаилу в 1854 году.
Фото: Берег Иртыша — место работ
Знаменитые возлюбленные в Омске
На экскурсиях по историческому Омску нередко можно услышать загадку: кто те всемирно известные влюблённые, встретившиеся после разлуки здесь, на берегу Иртыша?
Многих экскурсантов ответ на этот вопрос по-настоящему удивляет. Ведь то не исторические личности, а персонажи романа «Преступление и наказание» — Родион Раскольников и Соня Мармеладова. Как и сам Достоевский, герой его произведения отбывал каторгу по второму разряду — в крепости, расположенной в административном центре на Иртыше. А Соня добровольно последовала за Родионом в Сибирь.
Собственный опыт Достоевского позволил ему выписать реалии каторжной жизни с художественной убедительностью. И картина воссоединения двух романных персонажей на фоне достоверно изображённого Омска того времени получилась полной глубокого психологизма: «Но теперь их руки не разнимались; он мельком и быстро взглянул на неё, ничего не выговорил и опустил свои глаза в землю. Они были одни, их никто не видел…»
Фото: Берег Иртыша — встреча Раскольникова с Соней
Окружной военный госпиталь
Военный госпиталь в Омске был учреждён по повелению императора Александра I и открыт 1 января 1812 года. Уже на следующий, 1813 год, были построены четыре больших корпуса, дома лекаря, аптекаря, смотрителя, лаборатория и кухня.
Во время пребывания на омской каторге Ф. М. Достоевский неоднократно находился на излечении в госпитале — содержался в арестантской палате. Только там ему удавалось вести кое-какие записи для памяти, так называемую «Сибирскую тетрадь». В омском военном госпитале писатель начал собирать материал для своих будущих произведений. Фельдшер Иванов снабжал будущего русского классика бумагой.
А поскольку значительную часть записей в «тетрадке каторжной» составляли частушки и поговорки, меткие выражения арестантов и тому подобные примеры живой народной речи и образчики произведений устного народного творчества, именно Достоевский оказался первым профессиональным собирателем каторжного и арестантского фольклора на нашей земле.
«…Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров!.. Если я узнал не Россию, то народ русский хорошо и так хорошо, как, может быть, не многие знают его…», — писал он брату.
Сохранившиеся с позапрошлого века постройки госпиталя, которые мы сегодня можем наблюдать по улице Гусарова и со стороны Больничного переулка, относятся приблизительно к 1870-м годам (с учётом подновлений и перестроек).
Подлинный же исторический дом госпитального врача, в котором бывал сам Достоевский, снесён весной 2020 года, во время строительства мобильного госпиталя минобороны для больных коронавирусной инфекцией.
Фото: Госпиталь
Друзья и знакомые
Мокринский форштадт
Мокрый, или Мокринский форштадт (поселение у крепости) образовался в конце XVIII века на правом берегу Оми, в её долине. Западной границей Мокрого был Чернавинский проспект (сейчас мы его знаем как Любинский — это часть современной улицы Ленина).
Форштадт часто подтапливался, откуда и пошло его название. Поначалу в нём селилась беднота; к концу XIX века, по переписи 1877 года, среди жителей Мокринского преобладали солдаты и мещане. Тогда форштадт начал застраиваться каменными домами.
В романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» упоминается село Мокрое — туда один из героев, Митя Карамазов, ездил кутить с возлюбленной, красавицей Грушенькой: «просадил в одну ночь и следующий за тем день три тысячи разом и воротился с кутежа без гроша, в чём мать родила». Хотя образ этого села в романе собирательный, впечатления писателя от омского Мокрого, несомненно, наложили отпечаток на созданную в произведении картину. Ведь именно в Мокринском форштадте располагались многочисленные кабаки, а на горе над Мокрым был «обжорный» ряд.
Фото: Мокринский форштадт
Ф. М. Достоевский — прапорщик 7-го Сибирского линейного батальона. Семипалатинск, 1858 или 1859. Фотография Соломона (Шлеймы) Лейбина
Люди, которых писатель нашёл в Омске
После освобождения с каторги петрашевцы Достоевский и Дуров провели в Омске ещё около месяца. «Если б не нашёл здесь людей, я бы погиб совершенно», — писал Фёдор Михайлович в письме брату.
Жили вчерашние узники в доме бывшего однокашника писателя по Главному инженерному училищу в Петербурге — Константина Ивановича Иванова (1823–1887). Достоевский так отзывался о нём: «…был мне как брат родной. Он сделал для меня всё, что мог».
Иванов с 1848-го по 1854 год служил в Западной Сибири. В 1852 году женился на дочери декабриста Ивана Анненкова Ольге. В Омске дом их располагался среди крепостных построек.
А в Мокринском форштадте стоял гостеприимный дом Капустиных — с этой семьёй тоже связаны важные страницы пребывания в нашем городе знаменитых каторжан.
Яков Семёнович Капустин (1797–1859) в Омске служил начальником отделения Главного управления Западной Сибири, в «Записках из Мёртвого дома» выведен в образе чиновника Гвоздикова. В его просторном двухэтажном доме был своеобразный светский салон, где собирались местные литераторы и другая образованная молодёжь. «Все проезжавшие через Омск образованные люди — путешественники, ссыльные, обязательно вводились в этот салон», — вспоминает современник. Достоевский писал о семействе Капустиных: «люди простодушные и благородные, с хорошим сердцем».
До настоящего времени в бывшем Мокринском форштадте не сохранилось домов середины XIX века. Но более поздние строения, рубежа веков, всё ещё хранят остатки сформировавшегося два столетия назад архитектурно-пространственного устройства этого места, обозначая линии старых улиц своими фасадами и оградами приусадебных участков.
Фото: Улица Сенная
Памятник Чокану Валиханову
Скульптор Азат Баярлин, 2004 год.
Памятник установлен возле консульства Республики Казахстан на улице, которая носит имя учёного и путешественника, казахского просветителя Чокана Чингисовича Валиханова (1835–1865). На пьедестале надпись: «Дар Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева городу Омску. 2004 год».
После освобождения из острога Фёдор Достоевский познакомился с Чоканом Валихановым благодаря Ольге Ивановой (в девичестве Анненковой). Молодые люди сдружились, несмотря на разницу в возрасте и социальном положении: сын султана, выпускник Омского кадетского корпуса офицер Валиханов был адъютантом генерал-губернатора Западной Сибири Г. X. Гасфорда.
После Омска, в ссылке (солдатчине) в Семипалатинске, Достоевский также имел возможность общаться с Валихановым лично — тот специально приехал, чтобы увидеться с Фёдором Михайловичем. А в дальнейшем они снова встретились, когда по пути из Семипалатинска в Тверь в 1859 году писатель ненадолго заглянул в Омск по семейным делам.
Сохранилось несколько дружеских писем Достоевского и Валиханова. «Вспомните, что Вы — первый киргиз — образованный по-европейски вполне. Судьба же Вас сделала вдобавок превосходнейшим человеком, дав вам и душу и сердце», — таково было мнение о Чокане русского классика.
Как считают учёные-достоевсковеды, Валиханов послужил прототипом Версилова, героя романа «Подросток». Об этом исследователи судят, в частности, по заметке в рукописи Достоевского: «(страшное простодушие, Валиханов, обаяние)».
Фото: Памятник Чокану Валиханову
Ч. Ч. Валиханов и Ф. М. Достоевский. Семипалатинск, 1858 или 1859. Фотография Соломона (Шлеймы) Лейбина
Второй приезд
Сибирский (Омский) кадетский корпус
Построен в 1826 году по проекту архитектора А. Д. Захарова; расширен за счёт новых пристроек в 1879 году архитектором Э. И. Эзетом. Также достраивался в советское время: новые помещения были необходимы для нужд располагавшегося в здании военного училища.
Инспектором классов в Сибирском кадетском корпусе в 1842–1862 годах служил полковник (в дальнейшем генерал-майор) Иван Викентьевич Ждан-Пушкин (1813—1872). Он познакомился с Достоевским во время пребывания писателя в Омске и как мог старался облегчить его участь, оказывая всевозможную помощь.
Позже в кадетском корпусе учился пасынок Ф. М. Достоевского — сын его первой жены, Марии Дмитриевны Исаевой (1824–1864), Павел. Он не был прилежным кадетом и доставлял много хлопот матери и отчиму. После семипалатинской ссылки писатель заезжал в Омск, чтобы забрать П. А. Исаева из корпуса. Тогда же Фёдор Михайлович имел счастливую возможность снова встретиться со многими своими омскими знакомцами.
На протяжении двух столетий, вплоть до июля 2020 года, здание Омского кадетского корпуса неизменно сохраняло первоначальную военно-образовательную функцию. В настоящее время закрыто на реконструкцию, а омские кадеты переведены в профильные образовательные учреждения в других городах.
Фото: Кадетский корпус
Автор-составитель Елена Завьялова
Автор современных фото Андрей Кудрявцев
Разработка интерактивной Google-карты: Василий Зинченко
Исторические фото: fedordostoevsky.ru, pastvu.com
Консультанты: Виктор Вайнерман, директор Омского государственного литературного музея им. Ф. М. Достоевского; А. П. Сорокин, замдиректора Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина.
назад